Опытные СЕО-аналитики знают, что не весь трафик полезен для сайта. Так называемый реферальный спам, передаваемый ботами, портит жизнь каждому, кто принимает решения на основе данных, полученных из Google Analytics. Этот «негативный» поток переходов может привлечь санкции поисковых систем. Как же обезопасить себя от спамного трафика и как с ним бороться при обнаружении? На эти и многие другие вопросы ответим в этой статье.
Спам-боты, переносящие искусственный трафик, в качестве мишени выбирают плохо защищенные сайты. Атакам могут подвергнуться площадки, размещенные на дешевом хостинге или использующие легкодоступную CMS систему.
Условно спам-трафик разделяют на «референтов» и «призраков». Отличия заключаются в том, что в первом случае бот физически посещает сайт (только одну страницу), что увеличивает показатель отказов и сокращает среднюю продолжительность посещений. Не лучше ситуация обстоит и со спамом призрачного реферера. Он нарушает статистику, поскольку с технической точки зрения физический вход на веб-сайт не производится. Происходит обновление JavaScript, которое определяется системой как посещение с одним просмотром. Этот трафик зачастую генерируется новыми пользователями. Оба типа спам-трафика негативно влияют и искажают статистику сайта. Однако разницу нужно уловить, поскольку она влияет на меры, которые нужно принять.
Признаки несанкционированного трафика видны в отчете по реферальному трафику. Это могут быть странные описания, значки или смайлы. Они искажают статистику, затрудняя проведение достоверного анализа и получение выводов о поведении пользователей.
Зачем нужен спам-трафик? Одной из целей является переход веб-мастера по ссылке (например, чтобы увидеть, что на ней написано). После нажатия на адрес пользователь попадете на домен, где размещены вредоносные программы, вирусы. Поэтому не стоит переходить на подозрительные страницы, просматривая отчет о трафике со ссылочных сайтов.
Все аналитики, занимающиеся изучением трафика и статистики, условно разделяются на две категории. Одни используют многочисленные сложные фильтры, тщательно очищающие данные от ложных действий. Другие — смирившиеся, рассматривают «странные визиты» как допустимое отклонение и считают, что данные никогда не будут точными. Чтобы не впадать в крайности, предлагаем руководство, которое позволит исключить СПАМ трафик из статистики Google Analytics, но при этом не потребует много сил и времени:
RewriteEngine On
Options +FollowSymlinks
RewriteCond %{HTTP_REFERER} ^https?://([^.]+\.)*site\.com\ [NC,OR]
RewriteRule .* — [F]
Дополнительно можно добавить кодировки других ботов. Полный список легко найти в интернете. Он постоянно обновляется и пополняется пользователями. Однако важно помнить, что эта команда универсальна, но в некоторых случаях может не работать, например, из-за настроек сервера.
Спам не только портит качество данных, но и завышает статистику посещений, снижает конверсию и ухудшает пользовательские показатели. Еще одна проблема заключается в том, что чем больше спама, чем меньше трафика переходит на сайт. Для крупных площадок спам-трафик может составлять незначительный процент посещений, поэтому не скажется на статистике. Для маленьких — неоправданный рост трафика может быть неправильно истолкован, что приведет к ложным действиям.
Удаление источников спама при помощи фильтров вручную — это адский труд. Новые адреса постоянно появляются. Поэтому для распознания и удаления спам-трафика намного эффективнее использовать автоматические системы и специальные программы.