Первые интернет-сайты были статичными, а любые изменения в их содержимое или контент вносились вручную. Современная динамика развития проектов требует более быстрой реакции от администрации сайтов. Иногда изменения должны вноситься оперативно, и далеко не всегда есть возможность обращаться к разработчикам. В таких случаях на помощь пользователям приходят системы контент-менеджмента. Подробнее, что такое CMS, какие функции она выполняет и какие преимущества для нее характерны, разберем ниже.
CMS представляет собой систему управления контентом. С ее помощью можно не только редактировать содержимое веб-ресурса, но и создавать новые сайты без навыка программирования. Это программный комплекс или «движок» любого интернет-проекта. На CMS обычно запускают личные блоги, интернет-магазины, информационные порталы и прочие веб-ресурсы.
Принцип работы системы управления контентом состоит в схематичном разделении содержимого веб-сайта и его оболочки или дизайна. Благодаря этому пользователь, мало знакомый с программированием, может выбрать наиболее подходящую заготовку или шаблон, который и будет определять оформление всех страниц. От администратора такого сайта требуется только наполнение страниц информацией.
Для работы с контентом используется визуальный редактор. Фактически это программное обеспечение, имеющее интуитивно понятный интерфейс, с помощью которого добавляется информация. В данном случае веб-сайт формируется динамически, а не состоит из совокупности определенных страниц. Все данные сохраняются в отдельной базе.
Системы управления контентом могут выполнять следующие функции:
Система управления хоть и кажется простой на первый взгляд, но ее функциональные возможности достаточно широкие. Большой выбор CMS позволяет подобрать оптимальное программное обеспечение в соответствии с особенностями веб-проекта. Благодаря такой системе можно быстро и продуктивно решать любые задачи.
Основным преимуществом над статическими сайтами является возможность быстрого редактирования любой информации без привлечения разработчиков. Как показывает практика, после запуска проекта в его работе периодически появляются ошибки. Благодаря CMS и различным плагинам пользователь может самостоятельно устранять проблемы. Кроме того, система управления дает возможность значительно снизить расходы на создание и обслуживание веб-ресурса. Отпадает необходимость самостоятельного решения технических вопросов.
Для систем управления сайтами характерны следующие достоинства:
Все виды CMS, независимо от разработчика, производились с учетом всех требований пользователя. Используя индивидуальную панель управления, при необходимости расширения функционала вам в любом случае придется обращаться к программистам. Кроме того, такая CMS всегда обходится дороже. Как правило, ее стоимость даже выше, чем цена лицензии на одну из массовых систем управления.
Видов систем управления контентом достаточно много. Одни предназначены для выполнения определенных задач, другие универсальны и подойдут для разных целей. В зависимости от разработчика, ПО может быть как бесплатным, так и платным. Также можно найти CMS не только с закрытым, но и с открытым кодом. Виртуальный мир не предполагает четкой классификации ПО, тем не менее, на рынке определенно есть лидеры.
Существуют следующие виды систем управления контентом:
Этот список можно продолжать долго. Причем далеко не всегда бесплатные CMS уступают платным вариантам по качеству и функциональности. Это обусловлено тем, что над такими системами работают не только разработчики, но и любители.
Из-за большого разнообразия CMS бывает трудно сделать выбор. Перед покупкой и установкой системы управления контентом необходимо определить специфику вашего веб-ресурса. В соответствии с этим круг может быть значительно сужен. К примеру, для landing-page или сайтов-визиток нет смысла покупать 1С Битрикс или ставить Opencart.
Целесообразность установки определенной системы управления зависит от типа контента. Нужно учитывать размеры баз данных, интенсивность обновления. Также играет роль разновидность контента – видео, аудио, текст, графика и т. д.
К примеру, Wordpress является одним из самых популярных вариантов для блогов и персональных веб-проектов. Такая CMS предоставляет полный доступ к своим возможностям и может быть быстро освоена даже новичком. Для магазинов, как правило, используют Opencart – эта платформа более заточена под электронную коммерцию. При запуске корпоративного проекта оптимальным решением будет Joomla. По сравнению с другими системами, ее обновление требует больше времени.
Многие веб-студии разрабатывают свои системы управления контентом. Такой вариант может стать наиболее приемлемым при работе с небольшим сайтом. Но если вы планируете развивать свой проект, то несколько раз подумайте перед тем, как покупать самописную CMS. Когда сайт разрастается, ему нужно больше ресурсов. Здесь и могут появиться сложности. Как правило, пользователь оказывается заложником ситуации, которая полностью зависит от разработчика.
Кроме того, самописные CMS не могут похвастаться сильной защитой, а этот момент особенно важен для магазинов. В данном случае безопасность стоит на первом месте. В первую очередь киберпреступники охотятся за данными кредитных карт, платежной документацией и прочими персональными данными. Соответственно, потребуется регулярное обновление функционала. В противном случае возможна утечка личных данных покупателей.
Не менее весомым недостатком можно назвать ограниченный доступ. Как правило, пользователю не предоставляется возможность самостоятельного добавления новых функций. Иногда разработчик даже закрывает код от редактирования. Соответственно, при необходимости кардинально изменить сайт вряд ли получится. Вероятнее всего, разработчик предоставит возможность простых корректировок – добавления изображений, работы с текстом и т. д. Если даже код открытый, пользователю потребуются знания и навыки программирования, чтобы с ним работать.